Рассказ для cossa.ru о том, почему нельзя доверять дизайнерам

Дмитрий Желнин
CEO
Крик души: Никогда не заказывайте софт у дизайнеров

Ты приходишь в магазин и покупаешь яблоко. Хорошее, красивое, блестящее. А дома оказывается, что на вкус оно, как пенопласт, и им можно отравить Белоснежку, а не перекусить. Так же и с мобильной разработкой — рынок полон случаев, когда клиент, польстившись на удалой креатив и красиво нарисованные экраны, заказывает приложение, а получает «муляж»: откровенно плохой продукт, не решающий бизнес-задачу.

В чём ошибка? Почему в сторах так много некачественных приложений?

Мой ответ — никогда не заказывайте разработку у дизайнеров!

Устоялась практика: к заказчику с коммерческими предложениями приходят все — дизайн-студии, продуктовые студии, студии мобильной и веб-разработки, digital-агентства. Ещё немного — и QA-аутсорсеры начнут стучаться к клиенту с предложением «сделать приложение под ключ». Я уже ничему не удивлюсь.

Успешнее других продают дизайнеры. Это объяснимо. Они креативят, придумывают потрясающие фичи для вашего приложения, показывают яркие экраны, с любовью отрисованные иконки, анимации и прочую красоту. И вы захотите отдать последние деньги и купить всё это оптом!

Делать этого не нужно. Часто это стеклянные бусы. Поясню на примерах.

История первая. Они не выдерживают сроков

Дождись и получи свои часы


Пришли к нам ребята-дизайнеры заказывать разработку приложения. Сказали, что дизайн будет готов через две недели, потому что он уже есть и сейчас проходит согласование с конечным заказчиком. Парни уверенно бронируют у нас через месяц команду разработки из четырёх разработчиков и двух тестировщиков: «Всё супер, готовьте договор».

Все мы знаем истории про «Вася, сука, где макет»...

Так вот. Мы стартовали разработку их проекта через девять месяцев... Девять месяцев! За это время можно ребенка родить, а не только экраны приложения нарисовать.

Всё это время нас тормозил только дизайн. Для бизнеса потерянное время — потерянные деньги. Сроки в разработке софта — вещь критически важная.

История вторая. Они не умеют управлять разработкой

Хаос-хаос-хаос

Другая дизайн-студия. Продали конечному клиенту мобильное приложение.

Пришли к нам с готовым дизайном: парни, давайте быстренько начинайте разработку. Ребята выглядели очень круто и профессионально. Прям очень.

Мы вписались.

Это было ошибкой, потому что крутые дизайнеры совсем не интересуются и не хотят разбираться в такой скучной вещи, как производство. Они не соблюдали никаких договоренностей, терялись на недели (сорян, надо было сгонять в Амстер), пытались скидывать функции проджект-менеджера то на своих дизайнеров, которые тоже могли тупо пропадать на неделю, то на наших разработчиков.

Мы пытались научить их управлять проектом, подсказывать. Куда там — человек, который не способен управлять собой, не может управлять другими. В конечном итоге мы были вынуждены зафиксировать убытки и разорвать контракт.

История третья. Они не умеют считать деньги

Сколько денег? — Один барабан стиральной машины и шкатулочка

Пришли к нам хорошие ребята из дружественной дизайн-студии и говорят: парни, вот дизайн, карта экранов, вот API, от вас нужна разработка iOS-приложения. Мы посчитали — тут в дизайне такого развеселого креатива накрутили, что это не меньше 2,2–2,4 млн руб. Ответ дизайнеров был очень любопытен: «Чёрт, все, к кому мы обращаемся, называют примерно столько же. Но мы уже продали за 1 млн, клиент больше не даст, это исключено. Пойдём искать каких-нибудь фрилансеров, может, хоть что-нибудь сделают».

Надо объяснять, что они там им сделают?

История четвёртая. Их не парит техническая реализация. Совсем

Я всё продумал

Пришёл клиент с такой песней: «У меня есть клёвое приложение, смотрите, какое красивое. Делали ребята из крутой дизайн-студии ХХХХ! Я бы хотел починить крэши и сделать несколько новых фич, поможете?».

Мы взяли с него денег за тест-ревью и код-ревью, сделали аудит продукта. Видимо, делали приложение как раз фрилансеры из нашей третьей истории. Выяснилось, что у него приложение падает просто на седьмом заходящем пользователе. А продукт создавался в расчёте на 50 000 пользователей одновременно.

Реализация новых фич оказалось невозможна от слова совсем: полное отсутствие архитектуры, спагетти-код, колоссальный технический долг.

Продукт, стоивший клиенту 4 млн рублей, полностью ушёл в мусорку.

Разработка — не только и не столько дизайн

Разработка приложений и ПО давно перестала быть уделом любителей и энтузиастов. Промышленная разработка приложений состоит из множества этапов, и дизайн является лишь одной, пусть и очень важной частью процесса.

Однако многие до сих пор живут в парадигме: нарисуем обложку, а дальше код приложится. На самом деле — наоборот!

Сильно упрощая: любая разработка приложения начинается с анализа задачи аналитиком, потом создаётся техническое задание писателем и отрисовываются прототипы дизайнером, пишется код программистом и проводится тестирование тестировщиком, а после начинается длительный и не менее сложный процесс поддержки и развития продукта.
Всем этим процессом управляет менеджер проекта, который следит за сроками, качеством работ и даже духом выполняемой задачи. Именно он ключевой человек на проекте.

Если вы доверяете создание приложений дизайнерам, насколько хорошим у них может получиться конечный продукт? Ответ мы видим у себя: до 90% обращений к 65apps — это переделка уже существующих приложений. Взглянуть на их внутренности без содрогания нельзя — код, написанный джуниор-разработчиками, невозможность масштабирования, явное отсутствие тестирования. Так нельзя делать. Если вы не дизайнер, для которого внешний вид важнее функции.

Дизайн — это ещё не продукт

Почему же бизнес заказывает разработку у таких компаний?

Скорее всего, это нехватка знаний клиента. Вам же нравятся красивые мокапы (тем более, если с анимацией), классные иконки, яркие экраны? Те самые «бусы», производящие неизгладимое впечатление.

Мало кто задумывается, что управление разработкой и дизайн — это совершенно разные вещи.

Вторая причина — дизайнеры как творческие люди банально не умеют считать. Да, они хорошо продают, создают вокруг себя магический ореол, но правильно посчитать разработку и объяснить её клиенту не могут. Они просто не понимают, сколько это стоит, какие трудозатраты нужны на создание качественного приложения, просто придумывая кажущиеся им реальными цифры в надежде, что кто-нибудь сделает эту работу.

Клиенты выбирают красивый и дешёвый вариант, который потом выливается в месяцы попоболи, сорванные сроки, кривые и падающие приложения.

Зато красиво. Было. В мокапах.

Как сделать хорошее приложение

Просто: закажите дизайнерам — дизайн, а разработчикам — разработку.

Найдите компанию, которая продаст вам не красоту, а решение вашей бизнес-задачи, покажет свои скилы в аналитике и, что важно, в управлении разработкой софта.

Посмотрите или просто спросите, как они разрабатывают и поддерживают именно длительные проекты. Это не панацея, но вы отсеете большую часть рисовальщиков экранов.

Содержание проекта и менеджмент намного важнее, чем графическая часть, хотя и дизайн важен. Грубо говоря, при наличии хороших менеджеров и разработчиков, хороший дизайн можно добавить как опцию, заказав его на стороне, а при наличии хорошего дизайна заказать хороших программистов на стороне намного сложнее, ибо программисты рулят само управление проектом подразумевает их руководство разработкой с самого начала. Проект «танцуется» менеджером и разработчиками, а не художниками.

Смотрите на содержание, а не на красоту. Только так вы получите хороший продукт, который будет приносить вам клиентов и деньги.

Как не попасться в лапы дизайнерам

Как определить, что те милые и очень увлечённые люди, которые продают вам разработку приложения под ключ, — дизайнеры?

Вот несколько советов.

  • Спросите прямо: они сами будут выполнять проект или привлекут внешние команды? Дизайн-студии редко держат разработку внутри.

  • Смотрите портфолио и сайт. Если студия предлагает всё на свете: креативные концепции, лендинги, дизайн и UX, корпоративные порталы и сайты на «Битриксе» — задумайтесь.

  • Попросите контакты предыдущих заказчиков. Желательно на уровне менеджера проекта. Позвоните. Иногда это очень хорошо прочищает мозг. Проверено.

  • Смотрите профиль команды. В штате должно быть много проектных менеджеров, разработчиков и тестировщиков, а не дизайнеров и проектировщиков интерфейсов. Именно в штате компании.

  • Смотрите на этапе пресейла на лексикон. Если с вами говорят на языке интеграций, этапов производства, критериев приёмки и так далее — вы попали по адресу. Если вам рассказывают про красивые анимации и новые креативные фичи — перед вами хипстеры-рисовальщики экранов. Отправьте их куда-нибудь пить смузи.

P.S. Дизайнеры — милые, яркие и талантливые люди. Они приносят в мир гармонию и красоту, они с лёгкостью генерируют новые прорывные идеи. Мы их искренне любим. При подготовке материала ни один дизайнер не пострадал.